Россия самовольно запретила экспорт зерна из Казахстана

Фильтры

Регион

Новости

Россия самовольно запретила экспорт зерна из Казахстана

Россия в одностороннем порядке запретила экспорт зерна из Казахстана по участку Южно-Уральской железной дороги. Уже несколько дней на путях простаивают груженые мукой вагоны. О заключении трейдерами новых экспортных контрактов и речи нет. Корреспонденты ИА "Казах-Зерно" решили выяснить, почему так происходит, и обратились за комментариями к компетентным лицам.

Первые, кому мы позвонили, стали непосредственно представители ЮУЖД, а точнее, пресс-центр в Челябинске. Трубку на том конце провода взяла приветливая девушка Ирина, которая на момент разговора замещала ведущего специалиста сектора по работе со СМИ Марию Владимировну Селиванову. От комментария по этому поводу челябинцы не отказались, наличие запрета подтвердили, однако попытались переложить ответственность на казахстанскую сторону. Попытка успехом не увенчалась.

Никакого конкретного документа о запрете они предоставить не смогли, вот письменный ответ от ЮУЖД на просьбу прокомментировать запрет на экспорт казахстанского зерна: "С территории Северо-Казахстанской области Республики Казахстан (Петропавловское отделение ЮУЖД; станции Мамлютка, Булаево, Петропавловск) планируется перевезти назначением на Казахстан до 70-75 тыс. тонн зерна в период август-сентябрь 2010 года, при условии официального распоряжения Правительства Республики Казахстан о передислокации зерновых запасов внутри страны (данный вопрос рассматривается Правительством Республики Казахстан с января 2010 года)".

На самом деле, присланный ответ является общеизвестным фактом, но данная процедура никаким образом не несет в себе запрет на экспорт казахстанского зерна. Выводы, которые попыталась сделать представитель ЮУЖД, не внушили доверия. Однако брать на себя ответственность за данный запрет российская сторона все же отказалась.

Мы позвонили в товарную кассу станции Петропавловск, где явно не питающая дружелюбия к журналистам кассир также подтвердила наличие распоряжения и то, что сейчас на станции стоят груженые вагоны, однако предоставить сам документ о запрете отказалась, мол, вы опубликуете чего, а меня уволят, и повесила трубку, не попрощавшись. Неужели все настолько страшно, что люди боятся журналистов?

Связаться с начальством Петропавловской станции нам так и не удалось, однако разговор состоялся с руководителем Регионального агентства фирменного транспортного обслуживания (РАФТО). Совершенно спокойным и уверенным тоном начальник Дмитрий Валерьевич Ермоленко дал нам понять, что сотрудничества по данному вопросу не получится.

"Вы настолько детально описываете Южно-Уральскую железную дорогу в своих материалах, что у всех создается "горячее" желание вам помочь, хотя вы, конечно, можете попытаться сделать официальный запрос в письменном виде, но тот, кто мог бы на него ответить - в отпуске, а если бы и не был, то все равно мы не имеем права распространять внутренние документы", - сказал начальник РАФТО.

А как это так получается? Запретили экспорт, а информация скрытая? Непонятная выходит ситуация, мы же не попросили у него отчет о заработной плате, что действительно относится к внутренним сведениям. … Похоже на ограничение прав граждан к доступу информации?!

Следующим ведомством, куда мы обратились, стало Министерство сельского хозяйства РК. На вопрос о том, кто ввел запрет на экспорт зерна из Казахстана по ЮУЖД, заместитель директора департамента развития земледелия и фитосанитарной безопасности Бахыт Мадиулы Ильясов ответил, что вообще впервые об этом слышит, и с казахстанской стороны подобных распоряжений не было. Вопрос передислокации государственного зерна с севера на запад, по его словам, к бизнесменам и экспорту никакого отношения не имеет. Что, по сути, и является истиной.

11 августа на встрече с акимом Северо-Казахстанской области, во время официального старта уборочной кампании, корреспондент ИА "Казах-Зерно" задала вопрос главе области про запрет на экспорт зерна, на что Серик Билялов ответил, что информация не соответствует действительности, запрет введен на территории РФ и к Казахстану это никакого отношения не имеет.

Один из возмущенных зернотрейдеров, который, как и остальные, сейчас страдает и не может отгружать зерно, считает, что во всем виноваты чиновники. "Уже долгое время творится такой бардак на ЮУЖД, а наши чиновники бездействуют. Им просто все равно, что кто-то теряет деньги и разоряется, они сняли с себя всю ответственность собственным незнанием, а мы вынуждены самостоятельно бороться со своими проблемами, - сказал он и добавил, - создается впечатление, что они руководят не в Казахстане, а где-то в пустынях Африки".

Между тем, стоит напомнить, что подобный беспредел творится на ЮУЖД достаточно давно, вот уже на протяжении года. ИА "Казах-Зерно" не раз описывало в своих материалах разные подробности даже судебных дел, которые в итоге выигрывали предприниматели, а не ЮУЖД. Только раньше вагоны с казахстанским зерном простаивали под разными предлогами, а теперь железнодорожные монополисты и вовсе установили официальный запрет, что никак не укладывается в голове.

На ум сама собой приходит мысль о том, что здесь явно замешаны чьи-то интересы. Только вот чьи? Почему, например, железнодорожники не останавливают транзитные вагоны с зерном? Получается, что здесь имеет место пресловутый отказ нашей республики на предложение России ввести совместный запрет на экспорт? Но почему тогда наши власти делают вид, что все в порядке и ничего не происходит? На данном этапе это, безусловно, риторические вопросы, беспокоят последствия. Многие бизнесмены теряют деньги и клиентов, а что до этого монополистам?!

Хотя им тоже не должно быть все равно, ведь они также получают заработную плату и в их интересах производить как можно больше отгрузок. Может, дело вовсе и не в них, а посредством дороги кто-то хочет больно ударить по казахстанскому зерновому бизнесу? Именно зерновому, ведь та же ЮУЖД не останавливает ни нефть, ни уголь.

Предприниматели, конечно, выкрутятся и вывезут нужные объемы не вагонами, а машинами, но вот сколько они при этом потратят сил, нервов и денег?

Вопрос о том, как поступить с этим беспределом и кто в этой истории должен поставить точку, мы задали местным трейдерам, на что были получены следующие ответы.

В ТОО "Трансавто" нам ответили, подобный беспредел ЮУЖД устраивает не в первый раз, причиной всему в компании называют монополизм дороги. Эту ситуацию, по мнению представителя компании, мог бы решить обычный клерк из Челябинска. Однако никто разбираться не хочет, российской стороне проще ввести полное эмбарго, и им все равно, что кто-то из-за этого теряет клиентов и несет материальные убытки.

В другой местной компании предположили, что вся эта катавасия может быть связана с Таможенным союзом. Возможно, российская сторона на Казахстан оказывает давление. А вообще, по мнению менеджера компании, ситуация нелепейшая и вскоре должна разрешиться. Местные предприниматели начнут обращаться с заявлениями на ЮУЖД с просьбой разрешить перевозку казахстанского зерна, и тут они все же должны согласиться, считают трейдеры.

С просьбой прокомментировать данную ситуацию мы обратились к аналитику ИА "Казах-Зерно" Алимбеку Габитову:

- Перед нами типичный пример чиновничьей перестраховки, когда распоряжения из центра выполняются с огромнейшим гаком, так, на всякий случай, чтобы не ошибиться. Велят дрова заготавливать - вырубят лес во всей округе. В постановлении прямо сказано о полном запрете вывоза зерна и муки с территории РФ с 15 августа в направлении какой бы то ни было страны, в том числе стран-участниц Таможенного союза.

Срок начала запрета еще даже не подошел, но чиновники решили перевыполнить указание, проявив тем самым бдительность и рвение.

Постановление о запрете есть, а вот зерно неизвестно чье. Мало ли что понапишут в бумагах о его происхождении эти торговцы, которые так и норовят обмануть государство? А вдруг зерно российское под видом казахстанского?! На нем же клейма нет. Нужно разбираться, а разбираться недосуг - проще "не пущать".

То, что это несправедливо и трейдеры теряют деньги, транспортным чиновникам вообще "до лампочки".

Ответственный секретарь Министерства сельского хозяйства республики Евгений Аман заявил, что Казахстан пока не видит необходимости в запрете экспорта зерновых. "Зерновой союз Казахстана, памятуя опыт прошлых лет, когда такой запрет вводился, просил Правительство не вводить его еще раз", - сказал он. В общем, Казахстан отказался поддержать российский запрет.

А ухо чиновника ой как избирательно и слышит только то, что нужно. Просьбу российского Правительства о поддержке запрета чиновники посчитали делом решенным, а вот отказ казахстанских представителей не услышали.

Нельзя исключать, что данный запрет на вывоз зерна со станций ЮУЖД введен с негласного разрешения казахстанских властей. Ситуация на рынке зерна нестабильна, виды на урожай пока расплывчаты. В Казахстане решили, что это будет лишним поводом попридержать зерно, не вводя официальных запретов, тем более что влиятельные международные финансовые институты призвали страны не следовать примеру России. Но это уже высокая политика, а у РЖД прямой экономической выгоды от обездвиженных вагонов нет.

Скорее всего, данная ситуация является фактом недопонимания и неясности, как это почти всегда бывает, когда принимаются нестандартные Постановления. Их, как правило, каждый понимает по своему, пока не приходит общее видение ситуации через споры, тяжбы и разъяснения. Ситуация разрешится со временем, лишь бы оно не было слишком продолжительным, хотя, возможно, она закончится еще более жесткими условиями для казахстанских экспортеров, с той же целью оставить как можно дольше зерно на территории Казахстана до более точного определения зернового баланса в стране.

P.S. Думается, нынешнее самоуправство РЖД, в частности, южноуралки, не последнее. Если до этого железнодорожникам сходили с рук нарушения антимонопольного законодательства (когда, напомним, РЖД вынуждала казахстанских трейдеров отгружать зерно исключительно только посредством своих "дочки" и "внучки" - ООО "ЛП Транс" и ЗАО "Русагротранс"), необоснованное несогласование заявок и т.п., можно предположить, что и нынешняя ситуация с запретом экспорта каким-то образом выгодна железной дороге. И уж ответственности за весь этот бардак РЖД точно не понесет. Однако не исключено, что кто-то из зернотрейдеров обратится за справедливостью в суд.

Источник: kazakh-zerno.kz

Также в разделе

Комментарии (0)